МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТОЙДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПАНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ТОЙДИНСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПАНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пояснительная записка к учебному плану МКОУ Тойдинской СОШ, реализующей государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования на 2014-2015 учебный год
Учебный план МКОУ Тойдинской СОШ реализует основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (1-4 классы), государственного образовательного стандарта основного общего (5-9 классы) и среднего (полного) общего (10-11 классы) образования и фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам. Учебный план МКОУ Тойдинской СОШ разработан на основе приказов: - приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; - приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; - приказа департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области № 760 от 27.07.2012 г. «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; - приказа департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области № 840 от 30 августа 2013 г. «О внесении изменения в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760» - примерной основной образовательной программой начального общего образования; - писем департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области № 01-03/06321 от 24.08.2012 г. и № 01-03/06332 от 24.08.2012 г., - методические рекомендации по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования от 24.08.2012 № 01-03/06321
- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993); - Программы введения предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательных учреждениях Воронежской области, утвержденной приказом главного управления образования администрации Воронежской области № 547 от 18.08.2004.
Начальное общее образование Учебный план начального общего образования (1-4классы) ориентирован на четырехлетний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Учебный год в школе, как правило, начинается 1 сентября. Продолжительность учебного года для 1 класса – 33 учебные недели, продолжительность учебной недели составляет 5 дней, для 2-4 классов составляет не менее 34 учебных недель, продолжительность учебной недели 6 дней. В режиме работы по шестидневной учебной неделе продолжительность урока 45 минут. Продолжительность каникул в течение учебного года - не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. В 1-4-х классах реализуется федеральный государственный образовательный стандарт. УП НОО состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность. Обязательная часть базисного учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования: - формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; - готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям; - формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; - личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся (в 1 классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсутствует), может быть использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные. Учебный план 1-4-х классов представлен следующими образовательными областями: «Филология» (русский язык, литературное чтение, иностранный язык (немецкий язык), «Математика и информатика» (математика), «Обществознание и естествознание» (окружающий мир), «Искусство» (музыка, изобразительное искусство), «Технология» (технология), «Физическая культура» (физическая культура). В I четверти в 1-х классах недельная нагрузка составляет 15 часов, во 2-4-х четвертях – 21 час. В первой четверти уменьшено количество часов литературного чтения до 3 ч, музыка и изобразительное искусство до 0.5 ч, физическая культура до 1 ч. Предмет Окружающий мир в I четверти не изучается. В 1 классе используется «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый в ноябре, декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь- май по 4 урока по 45 минут каждый); В 2-4 классах не более 45 минут (по решению образовательного учреждения). Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает: - учебный предмет «Культура общения» во 2-3 классе - 1 час в неделю, в 4 классе – 0,5 часа в неделю направлен на формирование у детей навыков устной речи и коммуникативной деятельности; - увеличение во 2-4 классе количества часов для изучения учебных предметов «Математика» и «Литературное чтение» по 1 часу на предмет. Третий час учебного предмета «Физическая культура» используется на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания. Совокупное учебное время, отведенное в учебном плане на учебные предметы обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не превышает максимально допустимую недельную нагрузку обучающихся: для 1 класса - 21 час в неделю, для 2-4 классов –26 часов в неделю (6-дневная учебная неделя). При формировании учебного плана количество учебных занятий за 4 учебных года составляет не менее 2904 часов и не более 3345 часов.
Основное общее образование (V-IX классы)
Учебный план основного общего образования (V-IX классы) ориентирован на пятилетний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования. Учебный год в общеобразовательных учреждениях, начинается 1 сентября. Продолжительность учебного года в V-IX классах составляет не менее 35 учебных недель. Продолжительность урока в V-IX классах не превышает 45 минут. Продолжительность каникул в течение учебного года - не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Федеральный компонент базисного учебного плана начального общего образования (V-IX классы) представлен учебными предметами и количеством часов на их изучение за два года обучения: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика и ИКТ», «История», «Обществознание (включая экономику и право), «География», «Природоведение», «Физика», «Химия», «Биология», «Искусство (музыка, ИЗО)», «Технология (Труд)», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности». Третий час учебного предмета «Физическая культура» используется на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания. В качестве регионального компонента V-VII классов вводится учебный предмет «Информатика (информатика и ИКТ)», что позволяет обеспечить непрерывность изучения учебного предмета на ступени основного общего образования, для VI-IX классов вводится интегрированный учебный курс «Краеведение», который предполагает изучение соответствующего учебного предмета: в VI-VII классах изучается раздел курса «Географическое краеведение», содержащий сведения о рельефе местности, почве, геологическом строении, водных путях, флоре, фауне, населении и промышленности Воронежской области, в VIII-IX классах – раздел «Историческое краеведение», содержащий сведения об истории Воронежской области, а также учебный предмет «Культура общения» в V-IX классах (0,5 часа в неделю) с целью обеспечения преемственности в развитии устной речи и коммуникативной деятельности и учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (0,5 часа в неделю) в V-VII классах. Учебный предмет «Искусство (Музыка и ИЗО)» в 5-7 классах разделен на два - «Искусство (ИЗО) и «Искусство (Музыка)», на изучение каждого из них рекомендуется отводить по 1 часу в неделю. Изучение учебного предмета «Искусство» в 8-9 классах призвано обеспечить непрерывность в изучении данного учебного предмета. Рабочие программы учебных предметов регионального компонента разработаны на основе примерных (авторских) программ, рекомендованных департаментом образования, науки и молодежной политики, перечня учебников и (или) учебных пособий для реализации предметов регионального компонента утверждены департаментом образования, науки и молодежной политики. Часы компонента образовательного учреждения используются для углубленного изучения отдельных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для введения новых предметов, специализированных курсов: «Занимательная математика» - 5 класс 2 часа в неделю; «Старинные меры» - 6 класс 1 час в неделю; «История математики» - 7 класс 1 час в неделю; «Нестандартные задачи» - 8 класс 1 час в неделю; «Основы религиозных культур и светской этики» - 5-8 классы по 1 часу в неделю; «Технология» - 8 класс 1 час в неделю (на расширение программы); «Русский язык» - 8 класс 0,5 часа (на расширение программы); В IX классе часы компонента образовательного учреждения используются для организации препрофильной подготовки обучающихся через организацию курсов по выбору (элективных учебных курсов), обеспечивающих успешное профильное самоопрелеление учащихся в отношении продолжения образования.
Среднее (полное) общее образование (X-XI классы)
Базисный учебный план среднего (полного) общего образования (X-XI классы) ориентирован на 2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего (полного) общего образования. Учебный год в общеобразовательных учреждениях начинается 1 сентября. Продолжительность учебного года для X-XI классов – не менее 35 учебных недель при продолжительности урока 45 минут. Продолжительность каникул в течение учебного года - не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Региональный компонент для X-XI классов представлен предметами «Краеведение» (данный курс является комплексным и направлен на приобретение обучающимися навыков исследовательской деятельности при получении сведений о родном крае, в том числе по географии и «Информатика (информатика и ИКТ)». Часы, отведенные на компонент образовательного учреждения, используются для: преподавания учебных предметов, предлагаемых образовательным учреждением; проведения учебных практик и исследовательской деятельности; осуществления образовательных проектов и т.п. В компоненте образовательного учреждения не менее 3 часов в неделю (при шестидневной учебной неделе) отводится на элективные учебные предметы (курсы) - обязательные учебные предметы по выбору учащихся. На ступени среднего (полного) общего образования организованы следующие виды элективных учебных курсов: Предметные элективные курсы, которые решают задачи углубления, расширения знания учебного предмета, входящего в базисный учебный план, а также ликвидации имеющихся «пробелов в знаниях» старшеклассника по предметам избранного профиля за предыдущие годы, подготовка к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по предметам на базовом уровне по отдельным, наиболее сложным разделам учебных программ. Таким образом, элективные учебные предметы выполняют функцию: - развития содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне и получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учебный план начального общего образования, реализующий ФГОС начального общего образования на 2014 – 2015 учебный год с русским языком обучения
1 класс (недельный/годовой)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2-4 классы (недельный/годовой)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Внеурочная деятельность: - «Урок здоровья» по 1 часу в 1-4 классах, - «Основы духовно-нравственной культуры народов России» по 1 часу в 1-4 классах, -«Краеведение» по 1 часу в 1-4 классах, -«Школа вежливых наук» - 1 час в 1 классе, -«Информатика» - по 1 часу в 3-4 классах, -«Кукольный театр» - 1 час во 2 классе.
Учебный план основного общего образования, реализующий ГОС на 2014-2015 учебный год
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учебный план универсального обучения среднего (полного) общего образования, реализующий ГОС на 2013-2014 учебный год (непрофильное обучение)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пояснительная записка к учебному плану по реализации дополнительного образования в начальной школе (ФГОС) МКОУ Тойдинской СОШ на 2014-2015 учебный год
Основными целями дополнительного образования являются: · расширение возможностей для творческого развития личности ребенка, реализации его интересов; · интеграция основного общего и дополнительного образования в условиях реформирования структуры и содержания общего образования; · приведение деятельности центра образования в соответствии с обновленной нормативной правовой базой; · распространение инновационного опыта работы по дополнительному образованию детей; · укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни; · профилактика безнадзорности и беспризорности, правонарушений среди несовершеннолетних. Задачи дополнительного образования: · определение содержания дополнительного образования, его форм и методов работы с обучающимися школы с учетом возраста обучающихся, особенностей его социокультурного окружения; · формирование условий для создания единого образовательного пространства; · расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам; · создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования большего числа обучающихся среднего и старшего возраста; · обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности; · создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов; · изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании, организуемом в школе. Особенностями дополнительного образования являются: · воспитательная доминанта – осуществление «ненавязчивого» воспитания благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности; · компенсаторная, или психотерапевтическая, функция – ребята получают возможность для индивидуального развития тех способностей, которые не всегда раскрываются в учебном процессе; · способность расширять культурное пространство центра образования на основе знакомства учащихся с ценностями культуры, с учетом национальных особенностей, традиций микросоциума; · возможности в решении проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения старшеклассников, которые нужны учащимся для определения индивидуального образовательного пути, конкретизации жизненных и профессиональных планов.
При организации системы дополнительного образования в школе педагогический коллектив опирается на следующие принципы: · свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности · ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка · возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка · единство обучения, воспитания, развития · практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Сроки реализации программ дополнительного образования также различны: от 1 до 5 лет обучения. Режим занятий обусловлен спецификой дополнительного образования в школе: занятия проводятся во второй половине дня после окончания предметов учебного цикла.
Программа дополнительного образования в 2014-2015 учебном году включает в себя следующие направления: · художественно-эстетическое; · научно-познавательное; · патриотическое; · социальная;
Данные направления дополнительного образования способствуют созданию психологически комфортной атмосферы в детском коллективе, формирует у учащихся эмоционально – целостное отношение к музыке, театру, живописи, приобщает детей к культуре. В процессе творческих занятий тренируются воображение, навык слаженной работы, активизируются мыслительный, эмоциональный, социальный, психологический настрой учащихся, расширяются коммуникативные возможности учащихся в контексте диалога культур современного мира в новых социальных и экономических условиях развития общества. Учащиеся получают опыт международных и межличностных контактов, необходимых для общения в реальных жизненных ситуациях. Отчетная деятельность в объединениях проходит в виде организации выставок, концертов, спектаклей, участии ребят в соревнованиях, конкурсах и проектах. В дополнительном образовании ожидаемые результаты не поддаются точной и фиксированной проверке, которую можно было бы выразить рядом количественных показателей. Речь может идти только о качественном анализе изменений, происходящих с воспитанниками. Данные для подобного анализа собираются на основе наблюдений руководителей объединений, собеседований с классными руководителями, с учителями-предметниками, родителями учащихся. Дополнительное образование - сфера наибольшего благоприятствования для развития личности каждого ребенка. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности создания ситуаций успеха для каждого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства. Путем обмена видами деятельности дополнительное образование расширяет культурное пространство самореализации личности, стимулирует ее к творчеству. Интеграция основного и дополнительного образования позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития. Посредством блока дополнительного образования в центре образования создается воспитательно-образовательное пространство, новое качество школьного образования и воспитания, новые возможности для социализации и сознательной профориентации учащихся.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||