МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТОЙДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ПАНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

Утверждаю:

Директор школы _________________ Н.И.Коротенко

Приказ  № ____  от  «____» _______________  2014  г.

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 

МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ТОЙДИНСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПАНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

 

Пояснительная записка

к учебному плану МКОУ Тойдинской СОШ,

реализующей государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования

на 2014-2015 учебный год

 

Учебный план МКОУ Тойдинской СОШ реализует  основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (1-4 классы), государственного образовательного стандарта основного общего (5-9 классы) и среднего (полного) общего (10-11 классы) образования и фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам.

Учебный план МКОУ Тойдинской СОШ  разработан на основе приказов:

- приказом Министерства образования Российской Федерации  от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

 - приказа департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области № 760 от 27.07.2012 г. «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- приказа департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области № 840 от 30 августа 2013 г. «О внесении изменения в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760»

 -  примерной основной образовательной программой начального общего образования;

 - писем департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области № 01-03/06321 от  24.08.2012 г. и № 01-03/06332 от 24.08.2012 г.,

- методические рекомендации по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования от 24.08.2012  № 01-03/06321

 

- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);

- Программы введения предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательных учреждениях Воронежской области, утвержденной приказом главного управления образования администрации Воронежской области № 547 от 18.08.2004.

                 

Начальное общее образование

Учебный план начального общего образования (1-4классы) ориентирован  на четырехлетний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования.

Учебный год в школе, как правило, начинается 1 сентября.

Продолжительность учебного года для 1 класса – 33 учебные недели, продолжительность учебной недели составляет 5 дней,  для 2-4 классов составляет не менее 34 учебных недель, продолжительность учебной недели 6 дней. В режиме работы по шестидневной учебной неделе продолжительность урока 45 минут.

Продолжительность каникул в течение учебного года - не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.

В 1-4-х классах реализуется федеральный государственный образовательный стандарт.

 УП НОО состоит из двух частей — обяза­тельной части и части, формируемой участниками образова­тельного процесса, включающей внеурочную деятельность.

Обязательная часть базисного учебного плана отражает со­держание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования:

        - формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этно­культурным ценностям;

        - готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;

       - формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

       - личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Часть базисного учебного плана, формируемая участ­никами образовательного процесса, обеспечивает реализа­цию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, от­водимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся (в 1 классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсут­ствует), может быть использовано: на увеличение учебных ча­сов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечива­ющих различные интересы обучающихся, в том числе этно­культурные.

Учебный план 1-4-х классов представлен следующими образовательными областями: «Филология» (русский язык, литературное чтение, иностранный язык (немецкий язык), «Математика и информатика» (математика), «Обществознание и естествознание» (окружающий мир), «Искусство» (музыка, изобразительное искусство), «Технология» (технология), «Физическая культура» (физическая культура). В I четверти в 1-х классах недельная нагрузка составляет 15 часов, во 2-4-х четвертях – 21 час. В первой четверти уменьшено количество часов литературного чтения до 3 ч, музыка и изобразительное искусство до 0.5 ч, физическая культура до 1 ч. Предмет Окружающий мир в I четверти не изучается.

 В 1 классе используется «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый в ноябре, декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь- май по 4 урока по 45 минут каждый);

 В 2-4 классах не более 45 минут (по решению образовательного учреждения).

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает:

- учебный предмет «Культура общения» во 2-3 классе - 1 час в неделю, в 4 классе – 0,5 часа в неделю направлен на формирование у детей навыков устной речи и коммуникативной деятельности;

- увеличение во 2-4 классе количества часов для изучения учебных предметов «Математика» и «Литературное чтение» по 1 часу на предмет.

Третий час учебного предмета «Физическая культура» используется на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания.

Совокупное учебное время, отведенное в учебном плане на учебные предметы обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не превышает максимально допустимую недельную нагрузку обучающихся: для 1 класса - 21 час в неделю, для 2-4 классов –26 часов в неделю (6-дневная учебная неделя).

При формировании учебного плана количество учебных занятий за 4 учебных года составляет не менее 2904 часов и не более 3345 часов.

 

Основное общее образование (V-IX классы)

 

Учебный план основного общего образования (V-IX классы) ориентирован  на пятилетний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования.

Учебный год в общеобразовательных учреждениях, начинается 1 сентября.

 Продолжительность учебного года в V-IX классах составляет не менее 35 учебных недель. Продолжительность урока в V-IX классах не превышает 45 минут.

Продолжительность каникул в течение учебного года - не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель.

Федеральный компонент базисного учебного плана начального общего образования (V-IX классы) представлен учебными предметами и количеством часов на их изучение за два года обучения: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика и ИКТ», «История», «Обществознание (включая экономику и право), «География», «Природоведение», «Физика», «Химия», «Биология», «Искусство (музыка, ИЗО)», «Технология (Труд)», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности».

Третий час учебного предмета «Физическая культура» используется на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания.

В качестве регионального компонента V-VII классов вводится учебный предмет «Информатика (информатика и ИКТ)», что позволяет обеспечить непрерывность изучения учебного предмета на ступени основного общего образования, для VI-IX классов вводится интегрированный учебный курс «Краеведение», который предполагает изучение соответствующего учебного предмета: в VI-VII классах изучается раздел курса «Географическое краеведение», содержащий сведения о рельефе местности, почве, геологическом строении, водных путях, флоре, фауне, населении и промышленности Воронежской области, в VIII-IX классах – раздел «Историческое краеведение», содержащий сведения об истории Воронежской области, а также учебный предмет  «Культура общения» в V-IX классах (0,5 часа в неделю) с целью обеспечения преемственности в развитии устной речи и коммуникативной деятельности и учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (0,5 часа в неделю) в V-VII классах.

Учебный предмет «Искусство (Музыка и ИЗО)» в 5-7 классах разделен на два - «Искусство (ИЗО) и «Искусство (Музыка)», на изучение каждого из них рекомендуется отводить по 1 часу в неделю. Изучение учебного предмета «Искусство» в 8-9 классах призвано обеспечить непрерывность в изучении данного учебного предмета.

Рабочие программы учебных предметов регионального компонента разработаны на основе примерных (авторских) программ, рекомендованных департаментом образования, науки и молодежной политики, перечня учебников и (или) учебных пособий для реализации предметов регионального компонента утверждены департаментом образования, науки и молодежной политики.

Часы компонента образовательного учреждения используются для углубленного изучения отдельных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для введения новых предметов, специализированных курсов:

«Занимательная математика» - 5 класс 2 часа в неделю;

«Старинные меры» - 6 класс 1 час в неделю;

«История математики» - 7 класс 1 час в неделю;

«Нестандартные задачи» - 8 класс 1 час в неделю;

«Основы религиозных культур и светской этики» - 5-8 классы по 1 часу в неделю;

«Технология» - 8 класс 1 час в неделю (на расширение программы);

«Русский язык» - 8 класс 0,5 часа (на расширение программы);

         В IX классе часы компонента образовательного учреждения используются для организации препрофильной подготовки обучающихся через организацию курсов по выбору (элективных учебных курсов), обеспечивающих успешное профильное самоопрелеление учащихся в отношении продолжения образования.

                  

Среднее (полное) общее образование (X-XI классы)

 

Базисный учебный план среднего (полного) общего образования (X-XI классы) ориентирован на 2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего (полного) общего образования.

Учебный год в общеобразовательных учреждениях начинается 1 сентября.

Продолжительность учебного года для X-XI классов – не менее 35 учебных недель при продолжительности урока 45 минут.

Продолжительность каникул в течение учебного года - не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель.

Региональный компонент для X-XI классов представлен предметами «Краеведение» (данный курс является комплексным и направлен на приобретение обучающимися навыков исследовательской деятельности при получении сведений о родном крае, в том числе по географии  и «Информатика (информатика и ИКТ)». 

Часы, отведенные на компонент образовательного учреждения, используются для: преподавания учебных предметов, предлагаемых образовательным учреждением; проведения учебных практик и исследовательской деятельности; осуществления образовательных проектов и т.п.

В компоненте образовательного учреждения не менее 3 часов в неделю (при шестидневной учебной неделе) отводится на элективные учебные предметы (курсы) - обязательные учебные предметы по выбору учащихся.

На ступени среднего (полного) общего образования организованы следующие виды элективных учебных курсов:

 Предметные элективные курсы, которые решают задачи углубления, расширения знания учебного предмета, входящего в базисный учебный план, а также ликвидации имеющихся «пробелов в знаниях» старшеклассника по предметам избранного профиля за предыдущие годы, подготовка к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по предметам на базовом уровне по отдельным, наиболее сложным разделам учебных программ.

Таким образом, элективные учебные предметы выполняют функцию:

 -  развития содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне и получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена.

 

Учебный план начального общего образования,

реализующий ФГОС начального общего образования

на 2014 – 2015 учебный год

с русским языком обучения

 

 1 класс (недельный/годовой)

 

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю по четвертям

Количество часов в год по четвертям

Всего

I

II

III-IV

I

II

III-IV

 Обязательная часть

Филология

Русский язык

5

5

5

40

40

85

165

Литературное чтение

3

4

4

24

32

68

124

Иностранный язык

0

0

0

0

0

0

0

Математика и информатика

Математика

4

4

4

32

32

68

132

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

0

2

2

0

16

34

50

Основы духовно-нравственной культуры народов России

Основы духовно-нравственной культуры народов России

0

0

0

0

0

0

0

Искусство

Музыка

0,5

1

1

4

8

17

29

Изобразительное искусство

0,5

1

1

4

8

17

29

Технология

Технология

1

1

1

8

8

17

33

Физическая культура

Физическая культура

1

3

3

8

24

51

83

Итого

15

21

21

120

168

357

645

Максимально допустимая недельная нагрузка

15

21

21

 

 

 

 

 

 

 2-4 классы (недельный/годовой)

 

Предметные области

Учебные предметы

Классы, количество часов в неделю

Классы, количество часов в год

Всего

II

III

IV

I

II

III

IV

 Обязательная часть

Филология

Русский язык

5

5

5

165

170

170

170

675

Литературное чтение

4

4

4

124

136

136

136

532

Иностранный язык

2

2

2

0

68

68

68

204

Математика и информатика

Математика

4

4

4

132

136

136

136

540

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

2

2

2

50

68

68

68

254

Основы духовно-нравственной культуры народов России

Основы духовно-нравственной культуры народов России

0

0

0,5

0

0

0

17

17

Искусство

Музыка

1

1

1

29

34

34

34

131

Изобразительное искусство

1

1

1

29

34

34

34

131

Технология

Технология

1

1

1

33

34

34

34

135

Физическая культура

Физическая культура

3

3

3

83

102

102

102

389

Итого часов, отведенных на обязательную часть

23

23

23,5

645

782

782

799

3008

Литературное чтение

1

1

1

0

34

34

17

85

Математика

1

1

1

0

34

34

34

102

Культура общения

1

1

0,5

0

34

34

34

102

Итого часов, отведенных на часть, формируемую участниками образовательного процесса

3

3

2,5

0

102

102

85

289

Итого

26

26

26

645

884

884

884

3297

Максимально допустимая недельная нагрузка

26

26

26

 

 

 

 

 

 

Внеурочная деятельность:

- «Урок здоровья» по 1 часу в 1-4 классах,

- «Основы духовно-нравственной культуры народов России» по 1 часу  в 1-4 классах,

-«Краеведение» по 1 часу в 1-4 классах,

-«Школа вежливых наук» - 1 час в 1 классе,

-«Информатика» - по 1 часу в 3-4 классах,

-«Кукольный театр» - 1 час во 2 классе.

 

Учебный план основного общего образования, реализующий ГОС

 на 2014-2015 учебный год

 

    Учебные предметы

Количество часов в год

VIII класс

IXкласс

6-ти

дневная учебная неделя

6-ти

дневная учебная неделя

Русский язык

3

2

Литература

2

3

Иностранный язык

3

3

Математика

5

5

Информатика и ИКТ

1

2

История

2

2

Обществознание (включая экономику и право)

1

1

География

2

2

Физика

2

2

Химия

2

2

Биология

2

2

Искусство (музыка)

0,5

0,5

Искусство (ИЗО)

0,5

0,5

Технология

1

-

Основы безопасности жизнедеятельности

1

-

Физическая культура

3

3

Итого:

 

 

Федеральный компонент

31

30

Региональный компонент

1

1

Краеведение

1

1

Компонент образовательного учреждения

4

5

Культура общения

0,5

0,5

Технология

1

-

Основы религиозных культур и светской этики

1

-

Нестандартные задачи с/к

1

-

Русский язык

0,5

 

Математика э/к

-

1

Русский язык  э/к

-

1

Физика и жизнь э/к

-

1

Здоровый образ жизни   с/к

-

1

Биология э/к

-

0,5

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка

36

36

 

Учебный план универсального обучения среднего (полного) общего образования, реализующий ГОС на 2013-2014 учебный год

 (непрофильное обучение)

 

Учебные предметы

Количество недельных часов в год

 

X класс

XI класс

Федеральный компонент

 (базовые учебные предметы)

6-ти

дневная учебная неделя

6-ти

дневная учебная неделя

Русский язык                 

1

1

Литература                   

3

3

Иностранный язык             

3

3

Математика                   

4

4

Информатика и ИКТ            

1

1

История                      

2

2

Обществознание (включая экономику и право)                

2

2

География                    

1

1

Физика                       

2

2

Химия                        

1

1

Биология                     

1

1

Мировая художественная культура                           

1

1

Технология                   

1

1

Физическая культура          

3

3

Основы безопасности жизнедеятельности                    

1

1

Региональный компонент

2

2

Краеведение

1

1

Информатика (информатика и ИКТ)

1

1

Компонент образовательного учреждения

(Элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность)

7

 

7

 

Русский язык                 

1

1

Литература                   

1

1

Здоровый образ жизни с/к                    

1

1

Математика

1

1

Русский язык Э/К

1

-

Математика Э/К

1

1

Физика и информатика Э/К

1

1

Биология Э/К

-

1

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка

36

36

 

Пояснительная записка к учебному плану по реализации

дополнительного образования в начальной школе (ФГОС) МКОУ Тойдинской СОШ

на 2014-2015 учебный год

 

Основными целями дополнительного образования являются:

·          расширение возможностей для творческого развития личности ребенка, реализации его интересов;

·          интеграция основного общего и дополнительного образования в условиях реформирования структуры и содержания общего образования;

·          приведение деятельности центра образования в соответствии с обновленной нормативной правовой базой;

·          распространение инновационного опыта работы по дополнительному образованию детей;

·          укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни;

·          профилактика безнадзорности и беспризорности, правонарушений среди несовершеннолетних.

Задачи дополнительного образования:

·          определение содержания дополнительного образования, его форм и методов работы с обучающимися школы с учетом возраста обучающихся, особенностей его социокультурного окружения;

·          формирование условий для создания единого образовательного пространства;

·          расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам;

·          создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования большего числа обучающихся среднего и старшего возраста;

·          обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности;

·          создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;

·          изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании, организуемом в школе.

Особенностями дополнительного образования являются:

·          воспитательная доминанта – осуществление «ненавязчивого» воспитания благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности;

·          компенсаторная, или психотерапевтическая, функция – ребята получают возможность для индивидуального развития тех способностей, которые не всегда раскрываются в учебном процессе;

·          способность расширять культурное пространство центра образования на основе знакомства учащихся с ценностями культуры, с учетом национальных особенностей, традиций микросоциума;

·          возможности в решении проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения старшеклассников, которые нужны учащимся для определения индивидуального образовательного пути, конкретизации жизненных и профессиональных планов.

 

При организации системы дополнительного образования в школе педагогический коллектив опирается на следующие принципы:

·          свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности

·          ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка

·          возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка

·          единство обучения, воспитания, развития

·          практико-деятельностная основа образовательного процесса.

 

Сроки реализации программ дополнительного образования также различны: от 1 до 5 лет обучения.

Режим занятий обусловлен спецификой дополнительного образования в школе: занятия проводятся во второй половине дня после окончания предметов учебного цикла.   

 

Программа дополнительного образования в 2014-2015 учебном году включает в себя следующие направления:

·          художественно-эстетическое;

·          научно-познавательное;

·          патриотическое;

·          социальная;

 

Данные направления дополнительного образования способствуют созданию психологически комфортной атмосферы в детском коллективе, формирует у учащихся эмоционально – целостное отношение к музыке, театру, живописи, приобщает детей к культуре. В процессе творческих занятий тренируются воображение, навык слаженной работы, активизируются мыслительный, эмоциональный, социальный, психологический настрой учащихся, расширяются коммуникативные возможности учащихся в контексте диалога культур современного мира в новых социальных  и экономических условиях развития общества. Учащиеся получают опыт международных и межличностных контактов, необходимых для общения в реальных жизненных ситуациях.

Отчетная деятельность в объединениях проходит в виде организации выставок, концертов, спектаклей, участии ребят в соревнованиях, конкурсах и проектах. В дополнительном образовании ожидаемые результаты не поддаются точной и фиксированной проверке, которую можно было бы выразить рядом количественных показателей. Речь может идти только о качественном анализе изменений, происходящих с воспитанниками. Данные для подобного анализа собираются на основе наблюдений руководителей объединений, собеседований с классными руководителями, с учителями-предметниками, родителями учащихся.

Дополнительное образование - сфера наибольшего благоприятствования для развития личности каждого ребенка. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности создания ситуаций успеха для каждого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства. Путем обмена видами деятельности дополнительное образование расширяет культурное пространство самореализации личности, стимулирует ее к творчеству.

Интеграция основного и дополнительного образования позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития.

Посредством блока дополнительного образования в центре образования создается воспитательно-образовательное пространство, новое качество школьного образования и воспитания, новые возможности для социализации и сознательной профориентации учащихся.

 

Учебный план внеурочной деятельности МКОУ Тойдинской СОШ, реализующей программу ФГОС

 

Количество часов в неделю

Всего

 

I

 

 

II

 

III

IV

Внеурочная деятельность

4

4

4

4

16

Научно-познавательное направление:

(Предметные кружки):

- Информатика (3 класс)

- Информатика (4 класс)

-

-

1

1

2

Художественно-эстетическое направление:

(Музыкальные кружки, театральная студия):

- Театр кукол (2 класс)

-

1

-

-

1

Социальная работа:

- ОДН (1 класс)

- ОДН (2 класс)

- ОДН (3 класс)

- ОДН (4 класс)

- Урок здоровья (1 класс)

- Урок здоровья (2 класс)

- Урок здоровья (3 класс)

- Урок здоровья (4 класс)

- Школа вежливых наук (1 класс)

3

2

2

2

9

Патриотическое направление:

- Краеведение (1 класс)

- Краеведение (2 класс)

- Краеведение (3 класс)

- Краеведение (4 класс)

1

1

1

1

4

Всего

4

4

4

4

16